Программа деятельности детской организации «Жас Ұлан» ГККП «Детский юношеский центр при отделе образования Атбасарского района» Надо видеть себя в детях, чтобы помочь имстать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобысовершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобыбыть гуманным педагогом. Ш.А. Амонашвили Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Что же такое воспитание? Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателя и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели. Воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование. Воспитание – это чувство, голос души и сердца. Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку уютно, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Программа деятельности детской организации «ЖасҮлан» ГККП «ДЮЦ» составлена на основе идеи «педагогике общей заботы». В ней лежат следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, творчество. Кроме того, «педагогика общей заботы» учитывает такие идеи коллективного творческого воспитания, как: · коллективная организация деятельности; · коллективное творчество; · коллективное целеполагание; · эмоциональное насыщение жизни коллектива; · общественная направленность деятельности коллектива. Суть каждой из этих идей заключается в следующем: коллективная организация деятельности предусматривает участие в планировании, подготовке, проведении и обсуждении совместных дел всех членов коллектива; коллективное творчество- проведение совместных дел с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией; коллективное целеполагание- совместную выработку и осмысление взрослыми и детьми целей и идеалов своей коллективной жизни, а также выбор на основе этих целей предстоящих общих дел; ситуации- своеобразные эталоны, идеалы коллективной деятельности и общения; общественная направленность деятельности предусматривает деятельность на пользу и радость людям.
Цель программы деятельности «ЖасҰлан» - формирование личности с высоким чувством патриотизма, казахстанской культурной идентичности, гражданской ответственности, функционально грамотного, способного к самосовершенствованию и самореализации человека.
Задачи программы «ЖасҰлан»: · способствовать развитию нравственных, морально-этических норм своего и других народов, умению соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, социализации личности и ценностных ориентиров; · содействовать формированию казахстанского самосознания и культурной идентичности, навыков соблюдения гражданского долга, толерантности и патриотизма; · способствовать формированию навыков здорового образа жизни, развитию физической культуры через организацию спортивных, туристических, поисково-экспедиционных и краеведческих программ; · содействовать развитию функциональной грамотности, профессионального самоопределения, предпринимательских, экономических компетентностей; · способствовать развитию правовых компетенций, гражданской активности и политической грамотности; · способствовать формированию у детей экологической культуры, сознательного отношения к окружающему миру.
Содержание программы Деятельность детской организации «Жас Улан» осуществляется по отдельным направлениям, каждое из которых имеет свои цели и задача, ориентированные на предоставление каждому ребёнку возможности попробовать себя в различных социальных ролях и выбор вида деятельности в соответствии со своими желаниями, потребностями и опытом: «Руханият», «Отан», «Салауат», «Жеті жарғы», «Мен көшбасшымын», «Зерде», «Экоәлем», «Өзімнің дауысым».
Направление «Отан» Цель: воспитание гражданственности и казахстанского патриотизма, уважения к истории страны, её символам, людям страшего поколения, обычаям, традициям и культуре народов, населяющих республику. Задачи: · Проведение праздников, конкурсных программ и мероприятий по культуре, истории Казахстана, обычаям и традициям казахского народа и народов, живущих на территории республики; · Работа по правовому образованию и воспитанию детей и подростков; · Работа по изучению родословных своих семей, генеалогии людей, прославивших Казахстан в той или иной сфере общества, и в рамках этой работы проведение конкурсов на знание генеалогии и т.д.; · Всевозможные мероприятия по изучению и популяризации знаний учащихся по истории Казахстана, Конституции РК, государственным символам, правам и обязанностям гражданина.
Направление«Салауат» Цель: пропаганда здорового образа жизни, популяризации спорта, спортивных и народных игр.
Задачи: · Привитие и развитие у школьников жизненных навыков, необходимых для поддержания и сохранения здорового образа жизни, жизни без употребления вредных привычек; · Информированность и знания школьников о вредных веществах и опасных последствиях их употребления.
Направление «Руханият» Цель: выявление и развитие разнообразных талантов и способностей детей и подростков, создание ситуации успеха для каждого ребёнка через привлечение его к различным видам индивидуальной и коллективной творческой деятельности, эстетическое воспитание учащихся. Задачи: · Проведение игровых, интеллектуальных, музыкальных мероприятий, конкурсов; · Встречи, конференции с известными людьми города, области (писателями, художниками); · Функционирование кружков, секций с учётом интересов и потребностей детей; · Организация разнообразного и полезного досуга детей и взрослых, проведение совместных мероприятий, праздников.
Направление «Мен көшбасшымын» Цель: создание условий для реализации возможностей каждого ребёнка в достижении успеха, развитие умений творчески решать любые задачи, быть организатором, уметь общаться со сверстниками, повышение интеллектуального и культурного уровня подрастающего поколения; Задачи: · выявление и реализация лидерского потенциала личности ребёнка; · формирование у подростков умения организованности, оптимального общения; создание условий, позволяющие находить конструктивный опыт «ситуация Успеха». Направление «Өзімнің дауысым» Цель: создание условий для реализации и развития литературных творческих возможностей ребёнка через журналистскую деятельность. Реализации этих целей призваны способствовать: · Выпуск информационных листков, бюллетеней, газет, рассказывающих о деятельности детской организации; · Создание информационной базы (лучшие статьи, фотографии, рисунки детей, который можно публиковать в газетах); · Проведение конкурсов на лучшую газету, статью, фото, очерк и публикация лучших работ в СМИ.
Направление «Жеті жарғы» Цель:формирование правового сознания, правой культуры учащихся школы, активной гражданской позиции подростков. Задачи: · Формирование правовой грамотности подрастающего поколения, · Воспитание правосознания подростков; · Формирование правовой компетентности гражданина; · Социализация личности школьника.
Направление «Экоәлем» Цель: создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу. Задачи: · Воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности; · Формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся; · Развитие таланта и способностей как особой ценности; · Формирование здорового образа жизни учащихся.
Направление «Зерде» Цель: Развитие и формирование интеллектуальных способностей, интереса к научно-исследовательской деятельности. Задачи: · Формировать и развивать культуру умственного труда учащихся; · Развивать культуру чтения и речи; · Формировать навыки монолога, диалога, дискуссии; · Организовывать работу по развитию памяти, воображения, внимания, представлений, восприятия. Ожидаемые результаты Ожидаемые результаты функционирования РЕДЮО «ЖасҰлан» прогнозируются следующие: · из каждого жасулановца сформируется творческая, компетентная, высоконравственная, патриотичная личность с ярко выраженным казахстанским самосознанием и культурной идентичностью; · развитие лидерских, организаторских и исполнительских способностей, трудолюбия и ответственности у подрастающего поколения; · снижение правонарушений среди подростков и процент их вовлечения в организацию; · расширится сфера применения детских социальных инициатив, новаторских методов развития личностных способностей в соответствии с потребностями и интересами детей; · повысится социальная активность и гражданская ответственность школьников; · повысится роль организации «ЖасҰлан» в совместной деятельности с семьей, организациями образования, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими структурами гражданского общества. |